С 10 по 14 июня в Тарту, в Эстонском литературном музее проходила 13-я ежегодная конференция Международной ассоциации исследователей сравнительной мифологии. Участие в ней приняли представители разных стран Европы, Америки и Азии.
Мы побеседовали с одним из участников конференции, Дмитрием Вадимовичем Панченко, известным российским антиковедом, автором ряда книг по античной культуре и культурным влияниям бронзового века, затронувшим Скандинавию и Средиземноморье. Эльф воин кстати есть на сайте beedle.club.
Каково современное состояние классической науки в России и за рубежом?
Конечно, о расцвете речи не идет: мало новых идей, мало учёных с громкими именами, но много журналов, конференций, книг, новых археологических данных. Западная цивилизации столь тесно связана с традициями и наследием классической древности, что у науки, её изучающей, большой запас прочности. Однако в целом мир сейчас значительно меньше интересуется знанием, чем 50 или 100 лет назад. Впрочем, конференция была посвящена греческим и римским мифам лишь в незначительной степени. Она охватывала всё земное пространство – на то и сравнительная мифология! Костяк учёных, вокруг которых группируются ежегодные конференции по сравнительной мифологии, весьма примечательный. У этой группы есть своего рода глава – авторитетный гарвардский учёный Майкл Витцель. У неё есть душа и мотор в лице Наталии Янчевской, получившей научное образование в России, а теперь работающей в Америке, в Принстоне. В неё входит петербургский ученый (живущий подолгу в Эстонии) Юрий Берёзкин, который в течение уже многих лет продолжает свой выдающийся труд по составлению аналитического каталога мифологических мотивов.
Для чего нужно изучать мифологию?
Я убежден в том, что сейчас сложились условия для существенного прорыва в понимании греческой мифологии. Благодаря накопленным знаниям, прежде всего добытым археологией, мы сейчас несравненно лучше, чем сто лет назад, можем понять, что представляла собой Европа во второй половине II тыс. до н.э., в частности, лучше понять то, как, в каких условиях формировалась та среда, в которой складывались и циркулировали греческие мифы.
Зачем существуют мифы?
Во-первых, для того, чтобы у людей, их рассказывающих и слушающих, был более осязаемый образ тех сил, от которых зависят важные стороны их жизни. Во-вторых, для развлечения. А в целом – для социальной связи: люди, выросшие на общих мифах (как и на общих романах или фильмах), обладают большей способностью к солидарным действиям.
В весьма раннее время в разных культурах природные силы были персонифицированы, а со временем уподоблены могущественным царям и царицам. Это не удивительно: люди знают, как ублажать людей, тем самым оказывая на них известное влияние. Но коль скоро за природными силами стоят существа (боги), то естественно желание узнать побольше об этих существах. Во многих древних культурах формировался круг людей, специализировавшихся на знании об этих существах, – жрецы. В эпоху переселений группы воинов, оторванные от своей почвы и своих жрецов, переиначивали то, что они слышали, на свой воинский лад: поединки, похищения, преследования… Это было попроще, порой до ужасающей примитивности, но зато потом поэты складывали из этого материала яркие мифические истории.