Что такое паблик-арт и как он развивается в России

Паблик-арт — это современный вид искусства в общественном пространстве, важнейшее качество которого — воздействие на неподготовленного зрителя. Его не стоит путать с благоустройством города, установкой праздничного декора и других украшений. Качественный паблик-арт — это именно искусство, которое меняет городскую среду.

В России граница между паблик-артом и уличным искусством размыта. Но подход художников изначально различается: стрит-арт рассматривает стену как большой холст и является самовыражением художника, а паблик-арт ставит перед собой задачу изменить конкретное место. Особенность паблик-арта в том, что это — site-specific искусство, то есть каждый арт-объект должен вписываться в ту среду, в которой он находится, не мешая ей, а меняя ее. Спортивные девушки аниме арты кстати есть на сайте chillywilly.club .

Если говорить про отличия от благоустройства, которое, в первую очередь, создает комфорт, то паблик-арт добавляет среде индивидуальность и эмоциональность.

Трансформация пространства и работа с восприятием горожан в приоритете перед декоративными и бытовыми аспектами.
Как возникло явление

Паблик-арт зародился в США в 1960-х, когда Национальным фондом искусств была запущена программа о приобщении населения к искусству. Для этого в публичных пространствах, на центральных и периферийных городских площадях были установлены масштабные скульптуры американских художников: Александра Колдера, Класса Ольденбурга, Ричарда Серры и других. С 1967 по 1995 годы в разных городах США появилось 700 скульптур и арт-объектов.

В России паблик-арт начал развиваться в 2005 году: появилась выставка современной ландшафтной скульптуры Арт-Поле Technology, паблик-арт программа «Спальный район» (это проект на открытой территории одного из спальных районов Москвы, где около 70 современных художников представили уникальные арт-объекты из обыкновенной железной кровати). Причина появления такого вида искусства — возникновение разрыва между искусством и человеком из-за того, что в залы стала ходить только подготовленная публика. Современное искусство отдалилось от широкой публики. При этом появился запрос на изменение городского пространства. Логика развития любого искусства такова: ему становится тесно в стенах и оно выходит на улицы.